16:01 

Бесконечная Обезьянья Клетка. Числа. Часть 1

Taihem
Люди тут общаются достаточно неформально, поэтому я решила что они на «ты». В тексте много отсылок к теориям, именам, а также фактам массовой культуры, я старалась везде снабжать это ссылками


Бесконечная Клетка с Обезьянами.
Числа, числа, числа.

Ведущие: Робин Инс (Р.И.), Брайан Кокс (Б.К.)
Гости программы:
Дэйв Горман (Д.Г.) (комик, не закончивший математический университет),
Алекс Беллос (А.Б.) (любитель математики и автор книг),
Вики Нил (В.Н.) (математик, специальность теория чисел).


Р.И. Добрый день, я Робин Инс
Б.К. – и я Брайан кокс
Р.И. – вы слушаете подкаст BBC «Бесконечная обезьянья клетка», куда вошли дополнительные материалы, которые посчитали недостаточно хорошими для радио. Наслаждайтесь!

Б.К. Добро пожаловать в e в степени i плюс 11 серию Бесконечной Обезьяньей клетки. Я Брайан Кокс, и люди которые рядом со мной, совершенно не представляют, что я только что сказал.
Р.И. – Я Робин Инс, и он прав, я совершенно не понял что он сказал, но надеюсь что к концу сегодняшнего шоу, посвященного математике, вы все поймете, что тут происходит. Итак, сегодня мы говорим о числах: являются ли они человеческим изобретением, или они настолько фундаментальны, что наше поведение является неосознанной на них реакцией.
Б.К. – Является ли вселенная глубоко математической в своей основе, или математика это просто лучший язык, который у нас есть для описания реальности.
Р.И. – Итак, чтобы выяснить что в числах что-то большее чем видно на первый взгляд…
Б.К. – i! (игра слов, eye – глаз, и I – комплексное число, произносятся совершенно одинаково). Квадратный корень из -1, i! Это игра слов!
Р.И. – а, здорово. Первая минута, а у нас уже есть игра слов. Не знаю, как мы продержимся еще десять эпизодов. Я предоставляю слово нашим панелистам, пусть они представятся сами.

В.Н. Привет, я Вики Нил, старший научный сотрудник отделения математики и математической статистики в университете Кэмбриджа, стипендиат колледжа МариаБутц. К сожалению, я не приехала сегодня на такси с номером 1729, но надеюсь, это не плохой знак.
А.Б. Я Алекс Беллос, автор книги «Алекс в Зазеркалье: как жизнь отражает числа и наоборот». Я выбрал число 224, наименьшее целое число, у которого нет своей странички на Википедии. Оно такое скучное, что уже даже интересное.
Д.Г. Меня зовут Дэйв Горман, я не закончил университет, и значимое число для меня – это два. Просто потому, что я близнец, и все мое детство мне задавали вопрос – «ой, вы близнецы, ну и как оно, иметь брата-блинеца?» а я все детство отвечал – «не знаю, мне не с чем сравнить».
Р.И. И это наши гости сегодня!

Б.К. Вики, я думаю что мы должны начать с простого. Это шоу о математике, так что… что такое число?
В.Н. Ну, если мы воспользуемся z-f моделью из теории множеств… Вы берете пустое множество, в котором ничего нет, потом идет множество в котором находится это первое множество, и это множество уже не пустое, потому что у него внутри есть пустое множество, и так строите дальше и дальше. Из этого выводится вся теория чисел.
Р.И. Ну это прямо Эббот и Костелло! Ну что, Брайан, доволен ответом, илиеще что-то хочешь? Я думаю, «больше» будет проще... или сложнее.
Б.К. Ну тут следует естественный вопрос, почему не описать их просто как один, два, три, зачем это усложнение?
В.Н. (с вызовом) проблема в том, что я не знаю что ты подразумеваешь под «два». Нам надо сначала договориться, что это такое.
Б.К. (робко) Дэээйв?
Р.И. Ничего себе напор, прямо вестерн!
В.Н. Ну это довольно важная вещь, мне это не все равно, что такое «два».
Д.Г. А мне не все равно, что такое «множество». (пауза, аплодисменты)
В.Н. (с вызовом) Да?
Д.Г. И ты начала рассказывать про числа с множеств, так давай определим что такое множество.
В.Н. Да, современная математика будет разворачиваться прямо перед глазами.
Д.Г. Так что теперь твое объяснение надо начать сначала, заменив «множество» на «некий вид набора штук»
В.Н. Ну это не очень звучит, математики же не называют эту теорию «теория некого набора штук».
Д.Г. Ну может быть, тут математики и ошибаются, усложняя все, ведь по сути это изучение штук в которых есть другие штуки и все, и иногда штук больше а иногда меньше…
В.Н. Но это очень определенные штуки.
Д.Г. Точные штуки, хорошо. Точные штуки которые что-то делают с другими точными штуками, это биология, потом есть более широкие штуки, и далее психология, когда у нас все покрыто этим самым…
Р.И. Ну мы по-моему вообще все рассмотрели, нам не нужны больше никакие серии.
А.Б. Может быть, нам не нужно знать, чем это является, а нужно знать, что оно делает? Вы смотрите вдаль, и чем ближе к вам что-то, тем сложнее, детальнее оно становится. Теория множеств как раз пытается подобраться ближе и ближе, а мы хотим начать немного подальше, потому что нам просто надо использовать числа для того чтобы решать какие-то задачи.
Б.К. Да, математика пытается сделать очень простые вещи – очень сложными
Д.Г. пытается? (все ржут)
Р.И. Хорошо что наш продюсер сказал что мы можем отклоняться от темы в первые три минуты
Б.К. Давай определим что такое отклонение… (в оригинале tangent – отклонение, а также касательная) (смех, аплодисменты)

Р.И. Дэйв, ты начал изучать математику…И мы говорили, что многие люди довольно рано в школе понимают, что математика это не для них, что у них нет математического склада ума. И мне интересно – почему ты не закончил свой курс, что там заставило споткнуться.
Д.Г. Ну, я поступил в университет потому, что это был самый простой способ уйти из дома.
Б.К. Ты поступил, думая о том, что хочешь быть математиком? Что там тебя заинтересовало?
Д.Г. Я могу вам сказать, в какой момент я понял, что это то чего я хочу. И все дело было в хорошем учителе. Я был в старших классах, учитель дал сложную задачу, и три варианта ответа. Никто не мог понять то, что написано на доске. А я понимал только то, что ответ должен быть четным. Среди вариантов ответа было два четных числа и одно нечетное. Один парень поднял руку, и сказал – 36. Учитель сказал нет. Тогда я поднял руку, сказал что это 12. Учитель сказал – да, очень хорошо, очень хорошо, как ты это понял? И я честно ответил – ну, ответ должен быть четным, это либо 36 либо 12, и вы только что сказали Симпсону что это не 36. Значит, 12. И вместо того чтобы отругать меня за нечестную игру, он сказал – прекрасно, именно так думает математик! Никогда не делай больше работы чем необходимо! (аплодисменты)
И математика именно об этом, она помогает находить простые решения, кратчайшие пути, правила которые работают в любых ситуациях, а не каждый раз начинать все заново. Мне это очень понравилось, и я поэтому подал документы в университет. Но там началась тяжелая работа, и математика потеряла свое очарование.
Б.К. В математике есть определенная игривость…
В.Н. Я думаю, что одна из причин, по которой люди перестают этим заниматься – это то, что им не позволяют играть с математикой. А я думаю, что играть с математическими идеями – это и значит заниматься математикой. Математика – это не однообразное решение квадратных уравнений или дифференцирование, ты играешь и смотришь что получится. И чем дольше людям позволяют это делать в школе, тем дольше они занимаются настоящей математикой. Я думаю что все люди могут мыслить математически, просто они теряют это из виду, потому что их заставляют решать квадратные уравнения.

Б.К. Когда ты представлялась, ты упомянула номер такси, кстати, - что это за число?
В.Н. Да, 1729. История такая, это произошло в 20 или 30 годы. Великий кембриджский математик, Харди, навещал в больнице своего коллегу, индийского математика Рамануджана. Это был гений, который научился всему сам, и добился приглашения в Кембридж тем, что послал Харди свою рукопись с фантастическими вычислениями и доказательствами, некоторые из них были известны математике, некоторые нет, он считал что некоторые были ему даны во сне богиней… Он серьезно заболел, и Харди навещал его в больнице. Он не очень умел вести светскую беседу, поэтому решил начать с математики, он сказал – Я приехал на такси с номером 1729, надеюсь что это не плохое предзнаменование, потому что число больно скучное. На что Раманаджар, как рассказывают, ответил быстро как молния - нет, что вы, это очень интересное число! Это самое меньшее число которое можно записать в виде суммы двух кубов, причем двумя разными способами! У него было какое-то понимание чисел вообще, интуитивное чувство.


продолжение следует

@темы: comfortable with the unknown

URL
   

Радиоморе

главная